Первый таран

  О сайте
Новости
Музей
Биография
Семья
Полк

Публикации
Ссылки
Гостевая
Контакты

   
 

46 истребительный авиационный полк

Клайпедский Ордена Кутузова
68 Гвардейский истребительный авиационный полк

Боевой путь
 

 
  46 истребительный авиационный полк сформирован 15 мая 1938 года на территории Киевского особого военного округа.

В сентябре 1939 года 46 иап принимал участие в походе за освобождение Западной Украины в составе 56 истребительной авиабригады.

Перед началом войны 46 иап входил в состав 14-й смешанной авиационной дивизии. 14-я смешанная авиадивизия под командованием полковника Ивана Алексеевича Зыканова включала в себя три истребительных авиаполка: 17-й, 46-й и 89-й, которые имели на вооружении 180 истребителей И-16 и И-153 (в т. ч. 28 неисправных); 46 иап - 56 самолетов И-153 и И-16 (в том числе 10 неисправных). Из 169 летчиков дивизии 112 могли летать ночью в простых и 72 днем в сложных метеоусловиях.

46 авиаполк базировался в Дубно, Млынове. Командовал полком майор Иван Дмитриевич Подгорный.

22 июня 1941 г. с 4 до 5 часов утра около 400 самолетов 5-го авиакорпуса 4-го воздушного флота «люфтваффе» нанесли удар по 24 аэродромам КОВО. Под ударом оказались в основном авиадивизии, дислоцировавшиеся непосредственно у границы. Из шести аэродромов 14-й авиадивизии подверглись бомбардировке пять — Велицк, Колки, Киверцы, Млынов и Дубно. Неожиданный удар немецкой авиации в сочетании с низкой боеготовностью советских авиационных частей привел к значительным потерям самолетов. 22 июня полки 14-й авиадивизии потеряли на земле 46 самолетов.

В первый день войны на базе Киевского особого округа был сформирован Юго-Западный фронт. Именно на этом участке противник понес наибольшие потери. Первым на Юго-Западном направлении открыл боевой счет сбитым машинам командир звена 46 иап старший лейтенант И. И. Иванов, таранив бомбардировщик Хе-111. Все пять членов экипажа «Хейнкеля» погибли. Рядом упал еще один «Хейнкель», который сбили летчики 46-го иап. Во втором случае пилоту и штурману удалось спастись на парашютах.

Всего за период боевых действий на Юго-Западном фронте летчики 46 иап уничтожили в воздушных боях 14 самолетов противника.

С августа 1941 г. полк вооружен истребителями ЛаГГ-3. С 16.8.1941 по 1.1.1942 на Ленинградском фронте принимал активное участие в штурмовке мотомехколонн и аэродромов противника, а также в воздушной защите города Ленинграда. Всего за период военных действий на Ленинградском фронте произведено 1280 боевых вылетов, сбито и уничтожено на аэродромах 70 вражеских самолетов.

С 7.5.1942 по 12.6.1942 46 иап в полном составе действовал на Западном фронте, где произведено 380 боевых вылетов, сбито 8 самолетов противника.

Летом 1942 г. полк вошел в состав 235 истребительной авиадивизии. С 18.05.1942 до 12.02.1943 ею командовал Иван Дмитриевич Подгорный, которому было присвоено звание подполковника. 235-ю иад срочно перебросили на Юго-Западный фронт, под Сталинград. На сталинградском направлении наша авиация действовала в исключительно тяжелых условиях, когда противник господствовал в воздухе. С 12.6.1942 по 25.7.1942 летчиками 46 иап было произведено 406 боевых вылетов, сбито 8 самолетов противника. С мая 1942 г. полк был вооружен самолетами "Харрикейн". К концу августа 1942 г. после напряженных боев в полку осталось 4-5 "Харрикейнов".

С декабря 1942 г. по декабрь 1943 г. 46 иап воевал на Северо-Западном фронте в составе 239 истребительной авиадивизии, был вооружен самолетами «Киттихаук».

Приказом НКО СССР № 128 от 18.03.1943 и Директивой Штаба ВВС КА № 512345 от 21.03.1943 «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 239 истребительная авиадивизия преобразована в 5-ю гвардейскую истребительную авиадивизию, 46 иап - в 68 гвардейский иап.

С сентября 1943 г. полк имел на вооружении самолеты P-39 "Аэрокобра".

С 20 июня 1944 г. по 1 января 1945 г. полк в составе 5 гв. истребительной авиационной дивизии, 11 истребительного авиационного корпуса 3 воздушной армии на 1 Прибалтийском фронте участвовал в освобождении городов: Витебска, Полоцка, Паневежа, Двинска, Шауляя, Митавы, Бауска и Риги.

 
  Самолеты, бывшие на вооружении в 46 иап:
И-153
июнь - июль 1941
И-16
июнь - июль 1941
ЛаГГ-3
август 1941 - январь 1942
"Харрикейн"
май - июль 1942
Р-40 "Киттихаук"
декабрь 1942 - декабрь 1943
P-39 "Аэрокобра"
сентябрь 1943 - май 1945

Источники:

ЦАМО, ф. 46 иап, оп. 519112с, д. 1, л. 1-27.
ЦАМО, ф. 46 иап, оп. 39105сс, д. 1, л. 1.

Авиаторы Второй мировой
Авиа-хобби. Сайт любителей истории авиации
Авиаторы – Герои Советского Союза 1934-1940
Арсенал. Страница для любителей военной истории
Общественный авиационный комитет «Памяти союзников-авиаторов»

   
 

<<< вернуться