46 истребительный авиационный полк сформирован 15 мая 1938 года на
территории Киевского особого военного округа.
В сентябре 1939 года 46 иап принимал участие в походе за освобождение
Западной Украины в составе 56 истребительной авиабригады.
Перед началом войны 46 иап входил в состав 14-й смешанной авиационной
дивизии. 14-я смешанная авиадивизия под командованием полковника Ивана
Алексеевича Зыканова включала в себя три истребительных авиаполка: 17-й,
46-й и 89-й, которые имели на вооружении 180 истребителей И-16 и И-153 (в
т. ч. 28 неисправных); 46 иап - 56 самолетов И-153 и И-16 (в том числе 10
неисправных). Из 169 летчиков дивизии 112 могли летать ночью в простых и
72 днем в сложных метеоусловиях.
46 авиаполк базировался в Дубно, Млынове. Командовал полком майор Иван
Дмитриевич Подгорный.
22 июня 1941 г. с 4 до 5 часов утра около 400 самолетов 5-го
авиакорпуса 4-го воздушного флота «люфтваффе» нанесли удар по 24
аэродромам КОВО. Под ударом оказались в основном авиадивизии,
дислоцировавшиеся непосредственно у границы. Из шести аэродромов 14-й
авиадивизии подверглись бомбардировке пять — Велицк, Колки, Киверцы,
Млынов и Дубно. Неожиданный удар немецкой авиации в сочетании с низкой
боеготовностью советских авиационных частей привел к значительным потерям
самолетов. 22 июня полки 14-й авиадивизии потеряли на земле 46 самолетов.
В первый день войны на базе Киевского особого округа был сформирован
Юго-Западный фронт. Именно на этом участке противник понес наибольшие
потери. Первым на Юго-Западном направлении открыл боевой счет сбитым
машинам командир звена 46 иап старший лейтенант И. И. Иванов, таранив
бомбардировщик Хе-111. Все пять членов экипажа «Хейнкеля» погибли. Рядом
упал еще один «Хейнкель», который сбили летчики 46-го иап. Во втором
случае пилоту и штурману удалось спастись на парашютах.
Всего за период боевых действий на Юго-Западном фронте летчики 46 иап
уничтожили в воздушных боях 14 самолетов противника.
С августа 1941 г. полк вооружен истребителями ЛаГГ-3. С 16.8.1941 по
1.1.1942 на Ленинградском фронте принимал активное участие в штурмовке
мотомехколонн и аэродромов противника, а также в воздушной защите города
Ленинграда. Всего за период военных действий на Ленинградском фронте
произведено 1280 боевых вылетов, сбито и уничтожено на аэродромах 70
вражеских самолетов.
С 7.5.1942 по 12.6.1942 46 иап в полном составе действовал на Западном
фронте, где произведено 380 боевых вылетов, сбито 8 самолетов противника.
Летом 1942 г. полк вошел в состав 235 истребительной авиадивизии. С
18.05.1942 до 12.02.1943 ею командовал Иван Дмитриевич Подгорный, которому
было присвоено звание подполковника. 235-ю иад срочно перебросили на
Юго-Западный фронт, под Сталинград. На сталинградском направлении наша
авиация действовала в исключительно тяжелых условиях, когда противник
господствовал в воздухе. С 12.6.1942 по 25.7.1942 летчиками 46 иап было
произведено 406 боевых вылетов, сбито 8 самолетов противника. С мая 1942
г. полк был вооружен самолетами "Харрикейн". К концу августа 1942 г. после
напряженных боев в полку осталось 4-5 "Харрикейнов".
С декабря 1942 г. по декабрь 1943 г. 46 иап воевал на Северо-Западном
фронте в составе 239 истребительной авиадивизии, был вооружен самолетами «Киттихаук».
Приказом НКО СССР № 128 от 18.03.1943 и Директивой Штаба ВВС КА №
512345 от 21.03.1943 «за проявленную отвагу в боях за Отечество с
немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за
героизм личного состава» 239 истребительная авиадивизия преобразована в
5-ю гвардейскую истребительную авиадивизию, 46 иап - в 68 гвардейский иап.
С сентября 1943 г. полк имел на вооружении самолеты P-39 "Аэрокобра".
С 20 июня 1944 г. по 1 января 1945 г. полк в составе 5 гв.
истребительной авиационной дивизии, 11 истребительного авиационного
корпуса 3 воздушной армии на 1 Прибалтийском фронте участвовал в
освобождении городов: Витебска, Полоцка, Паневежа, Двинска, Шауляя, Митавы,
Бауска и Риги.
|