В наступлении
В феврале 1943 года войска Северо-Западного фронта (в то время ими
командовал Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко, членом Военного совета
фронта был генерал-лейтенант В. Н. Богаткин, начальником штаба
генерал-лейтенант В. М. Злобин) обложили 16-ю немецкую армию плотным
полукольцом. В районе Осташкова началось сосредоточение оперативной группы
генерал-лейтенанта М. С. Хозина. Зарылась в снег пехота, в тылу ее, в
лесах, заняла огневые позиции артиллерия. Расчеты пушек-сорокапяток
разместились в ротах и батальонах. А мороз крепчал, мела поземка.
…Накануне наступления на аэродромах пашей армии шла деятельная
подготовка к боевым вылетам. На самолеты подвешивались бомбы, снаряжались
пушки и пулеметы. По взлетно-посадочным полосам ползали тракторы, очищая
их от снега. Силы для операции готовились немалые. По плану
взаимодействия 11-ю армию должны были поддерживать 239-я и 240-я
истребительные, 243-я штурмовая и 242-я ночная бомбардировочная
авиадивизии, а также Краснознаменный бомбардировочный авиаполк. 53-ю армию
– 1-й штурмовой и 1-й истребительный авиакорпуса. В дальнейшем часть
авиации переключилась на поддержку сначала 34-й армии, а затем – 27-й и
1-й ударной. Работники штаба и политотдела выехали в части задолго до
наступления, там проводились партийные и комсомольские собрания,
обсуждалось обращение командующего к воинам воздушной армии. Все авиаторы
жили одним стремлением – как можно лучше помочь пехоте при прорыве
вражеской обороны, нанести противнику возможно больший урон. Усилился
приток заявлений с просьбой принять в Коммунистическую партию. Мглистый
рассвет 15 февраля 1943 года, когда заговорили пушки, нам, авиаторам,
принес немало огорчений. Снегопад не прекращался, в метельной круговерти
невозможно было отличить землю от неба. На запросы командиров синоптики
охрипшими голосами отвечали: «Улучшения погоды не предвидится». Их,
конечно, ругали, словно от них зависело прекратить разбушевавшуюся вьюгу.
В период наступления я все время находился вместе с командующим 11-й
армией. Нервы у меня были взвинчены до предела. Проделали такую огромную
подготовительную работу, а из-за погоды полки беспомощно стоят на
аэродромах. Заметив мое состояние, командующий успокаивающе сказал: –
Ну что вы убиваетесь? В конце концов метель должна утихнуть. …Второй
день тоже не принес утешения. Вьюга продолжала бесноваться. Только к
вечеру она начала утихать. Я приказал отобрать самые лучшие экипажи
штурмовиков и отправить на задание. …На третий день наступления погода
немного улучшилась, и наши аэродромы сразу же ожили. Поднимая снежную
пыль, самолеты один за другим стали уходить на задания. …18 февраля… в
боевую работу включились истребители. Они сопровождали на задания
штурмовиков и бомбардировщиков, патрулировали над полем боя, прикрывая с
воздуха наступающую пехоту. В небе днем и ночью неумолчно гудели моторы.
Такого большого количества самолетов здесь и у нас, и у неприятеля раньше
не было. Из-под Ленинграда и с Волховского фронта гитлеровцы перебросили
сюда несколько истребительных и бомбардировочных частей, входивших в
состав воздушного флота Ритгофена. На наш фронт, в частности, прибыла 54-я
истребительная эскадра подполковника Траутлофта, укомплектованная
отборными асами. Обычно противник бросал ее туда, где ему приходилось
особенно туго. Они летали на истребителях «Фокке-Вульф-190», считавшихся
неуязвимыми. Но наши опытные бойцы, как уже знает читатель, поснимали с
них мишурную позолоту. И вот они снова против нас. Из разведывательных
сводок я знал о волчьих повадках фашистских асов и через свой штаб передал
в части соответствующее предостережение и рекомендации. Они были
адресованы прежде всего молодым летчикам, которыми непрерывно пополнялись
полки. Новый фашистский самолет был силен на вертикалях, но лишался своих
преимуществ, когда боевое маневрирование совершалось в горизонтальной
плоскости. Молодежи следовало знать об этом. …19 февраля воздушная
разведка донесла, что противник начал отходить из района Демянска на
запад. Доложив об этом командующему фронтом, я тут же приказал штурмовикам
и истребителям перенести свои удары на отступающие колонны. Для борьбы с
нашей авиацией немецко-фашистское командование посылало все новые и новые
группы самолетов. В воздухе то и дело завязывались жаркие схватки. …20
февраля советские летчики-истребители одержали крупную победу. Сражаясь
вчетвером против многочисленной группы «фоккеров», «юнкерсов» и «мессеров»,
они сбили пять самолетов противника и не потеряли ни одного своего. Вот
что рассказал об этом поединке командир группы майор Николай Магерин
(примечание Виртуального музея: Н. Магерин - командир эскадрильи 46 иап).
«Нас было четверо, а немецких самолетов в несколько раз больше. Силы были
далеко не равные, и все же решили атаковать. Я подал команду «Внимание!»
и приблизился к самой кромке облаков. За мной последовали товарищи. Расчет
был простой: фашисты нас не заметят, и мы нападем на них внезапно. Чтобы
спутать врагу карты, я решил атаковать первую группу бомбардировщиков.
Дистанция между ней и остальными небольшая. Стоит нарушить строй впереди
идущих, и получится неразбериха. Выбрав удобный момент, подаю команду,
правда, не совсем обычную: «Бей фашистскую сволочь!» В первой же атаке я
сбил флагмана. «Юнкерс» задымил, перевернулся и вскоре врезался в землю.
Малышевский и Заболотнов тоже сбили по «юнкерсу». Расчет наш оправдался:
немецкие самолеты смешались, получилась каша. Бомбардировщики тут же
начали освобождаться от груза и уходить в облака. Их бомбы накрыли свои же
войска. Потом схватились с немецкими истребителями. Их было двенадцать,
нас трое. Царев, увлекшись, погнался за «юнкерсами». На Заболотнова сразу
навалились шесть «фоккеров». Малышевский, подоспев на помощь товарищу,
первой же очередью сбил «фокке-вульфа». Бой длился уже восемнадцать
минут. Я дрался с «мессерами». Два из них, круто пикируя, стали уходить.
Используя преимущество в высоте, я тоже устремился вниз и сбил еще одного.
Разгром врага был полный». Я наблюдал за этим боем и, когда он
окончился, объявил по радио благодарность всем летчикам.
Николай Магерин был смелым и талантливым истребителем, о нем знал весь
фронт. Коммунисты избрали его в партийную комиссию дивизии. Часть, в
которой он служил, потом перелетела на другой фронт, и я надолго потерял
из виду летчика. Встретился с ним только после войны. Магерин был уже
полковником, потом стал генералом.
* * * …С конца
февраля 1943 года начался второй этап изгнания противника за р. Полнеть и
борьба за освобождение древнего русского города Старая Русса. …Три
недели шли упорные бои на подступах к Старой Руссе. И только к концу дня
14 марта наши передовые части вышли к окраинам города, преодолев три
мощных оборонительных рубежа на реках Пола, Ловать и Редья. За это время
выделилось всего 6 погожих летных дней, и поэтому каждый из них мы
старались использовать до предела. Вернувшись с задания, экипажи наскоро
закусывали, пока заправлялись самолеты, и снова поднимались в воздух.
Действия авиации во время боев на подступах к Старой Руссе отличались
особой ожесточенностью. С обеих сторон в них участвовало большое
количество самолетов
Немецкое командование теперь применяло авиацию массированно. По опыту
Демянска оно поняло, что имеет дело с сильным и хорошо подготовленным
воздушным противником, что время безнаказанных прогулок по советскому небу
безвозвратно прошло. Вражеские бомбардировщики и здесь летали под мощным
прикрытием истребителей. У истребителей нашей армии не было достаточного
опыта борьбы с большим количеством самолетов. Поэтому воздушный бой,
проведенный группой майора Н. Магерина, о котором я рассказал, изучался во
всех деталях. …18 марта 1943 года в газетах было опубликовано сообщение
Народного комиссариата обороны о преобразовании ряда авиационных корпусов
и дивизий Военно-Воздушных Сил в гвардейские. Приятно было узнать, что «за
проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за
стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава», как
подчеркивалось в сообщении, этой чести удостоены и некоторые соединения
нашей воздушной армии. 1-й истребительный авиакорпус (командир
генерал-майор авиации Е. М. Белецкий) стал 1-м гвардейским, 239-я
истребительная авиадивизия (командир полковник Г. А. Иванов) – 5-й
гвардейской, 243-я штурмовая авиадивизия (командир полковник Г. А.
Сухоребриков) – 3-й гвардейской, 263-я бомбардировочная авиадивизия
(командир полковник Ф. И. Добыш) – 4-й гвардейской. Вручение гвардейских
знамен явилось большим праздником для личного состава. В торжественной
обстановке командир каждого соединения и части преклонял колено перед
святыней и целовал край полотнища. Авиаторы клялись высоко нести добытое
кровью гвардейское знамя, приумножать в грядущих боях славу своего полка,
дивизии, корпуса. Братство
...Летный состав армии непрерывно пополнялся молодыми летчиками,
прошедшими ускоренный курс обучения. Они нуждались в особом внимании
командиров, политработников; партийных и комсомольских организаций.
Особенно хорошо работа с молодежью была поставлена и 239-й истребительной
авиадивизии. Опытные летчики-коммунисты Заболотнов, Шишкин, Лагутенко
(примечание Виртуального музея: Иван Лагутенко - штурман 46 иап), Мишкин и
другие доводили до совершенствования технику пилотирования вчерашних
курсантов, учили их метко стрелять, показывали различные тактические
приемы.
Локоть соседа
…Когда на Северо-Западном фронте установилось относительное затишье, на
левом его фланге назревали большие события. Войска Калининского фронта к
этому времени стояли на подступах к Витебску и Невелю. Невельское
направление приобретало важное стратегическое значение. Противник, занимая
фронт от озера Ужо до озера Сенница, общим протяжением 40 километров,
создал несколько сильно укрепленных рубежей, умело использовав для обороны
систему озер и лесных массивов. Центральным узлом здесь являлся г. Невель.
…К исходу 6 октября <1943 года> войска 3-й ударной армии окончательно
прорвали оборонительную полосу немцев и вышли на фронт Бардино – Каргач –
Плотки – Черный Двор – Городище – Остров – Фролово. Танковая бригада с
мотопехотой стремительно ворвалась в Невель. …Фашистское командование
упорно не желало мириться с потерей невельского узла. Оно подтянуло свежие
силы и предприняло ряд отчаянных контратак на рубеже Бир-каны – станция
Сенютино, чтобы вынудить наши войска к отступлению. Резко повысилась и
активность вражеской авиации. За день она делала до 300 самолето-вылетов.
Нашим истребителям в те дни приходилось особенно туго. Но они духом не
падали. …Наиболее упорные воздушные бои развернулись 10 октября. …В
первом вылете группу истребителей, прикрывавших наземные войска, снова
возглавил гвардии капитан Смирнов. Прибыв в заданный район, он услышал
сообщение станции наведения:
«В районе озера Сенница – группа немецких бомбардировщиков, прикрытых
шестью «фоккерами». Смирнов направился туда и завязал там бой. Первым,
меткой очередью, сбил «Фокке-Вульф-190» гвардии лейтенант П. Углянский.
Остальные вражеские самолеты не выдержали и поспешили удрать. Через
несколько минут группа Смирнова встретилась с четверкой «фоккеров» и снова
навязала им бой. Оттягивая противника на свою территорию, гвардейцам
удалось отсечь одного «фоккера» и зажать в клещи. Смирнов атаковал его.
Гитлеровец резко перевел машину в пикирование, но спастись ему не удалось.
Гвардии лейтенант Чаплиев атакой сверху сзади вогнал его в землю. Бой
происходил недалеко от нашего аэродрома на глазах у летчиков и механиков.
Вторая группа истребителей, ведомая гвардии майором Н. Магериным,
встретилась с восемнадцатью бомбардировщиками Ю-87, которых прикрывала
четверка «фоккеров». Когда гвардии лейтенант Милаев одного из них поджег,
остальные растерялись. Этим воспользовался Магерин. Вместе с товарищами он
обрушился на «юнкерсов». Трех они сбили, остальных обратили в бегство.
…12 октября мы с радостью узнали о награждении летчиков, отличившихся в
последних боях. Прославленные истребители командир полка гвардии
подполковник Олег Родионов, гвардии капитан Алексей Смирнов и гвардии
майор Николай Магерин за умелое руководство боевыми действиями на
невельском направлении награждались боевыми орденами Александра Невского…
Летчики Милаев и Черноглазов награждены орденами Отечественной войны 1-й
степени.
Полный текст на http://militera.lib.ru
|