Первый таран

  О сайте
Новости
Музей
Биография
Семья
Полк

Публикации
Ссылки
Гостевая
Контакты

   
 

О. Курин
Бессмертный подвиг Ивана Иванова
Первый таран в небе Украины

"Правда Украины" 15 ноября 1957 года
(отрывок)

 

«Дорогие товарищи!

В газете "Правда Украины" 29 июня текущего года был перепечатан отрывок из очерка С. Смирнова, озаглавленный "Первый воздушный таран". В нем говорится, что 22 июня 1941 года около 10 часов утра лейтенантом П. С. Рябцевым совершен первый в Великой Отечественной войне воздушный таран. Недавно, в октябре, выступая по радио, писатель С. Смирнов поведал об этом же подвиге многочисленным радиослушателям. Каждый из советских патриотов преклоняется перед подвигом летчика Рябцева, как и других защитников Брестской крепости. Слава им!

Дорогие товарищи! В тот же день, 22 июня, но на несколько часов раньше воздушный таран был совершен в небе Украины, по-видимому, он и был первым воздушным тараном в Великой Отечественной войне. Я пишу об этом без какой-либо мысли о том, чтобы умалить заслуженную победу бессмертного сокола Рябцева. Сообщаемое мною вам показывает, как богаты героями Советская Армия, наш народ.

Вместе с письмом посылаю вам документ - один лист из истории полка, в оформлении которой я принимал участие. Из него видно, что уже через 25 минут после нападения врага, летчики N-ского истребительного полка поднялись по боевой тревоге и командир звена N-ского полка старший лейтенант Иван Иванович Иванов совершил воздушный таран. За этот подвиг И. И. Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Препровождаемый документ прошу сфотографировать, опубликовать в вашей газете и передать в один из музеев города Киева, так как таран был совершен на Украине.

С приветом, гвардии майор Б. Нарваткин».

 

Получив это письмо, редакция связалась с Наградным отделом Президиума Верховного Совета СССР, оттуда нам сообщили, что действительно Иванову Ивану Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 года (а не 28 июня, как ошибочно указано в военной газете) присвоено высокое звание.

Этот Указ был опубликован и в центральных украинских газетах 3 августа 1941 года. В нем говорилось, что звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" присвоено И. И. Иванову "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы о германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство".

Как же сражался герой?

Мы разыскали несколько сослуживцев Ивана Ивановича Иванова. Как сообщил тот же гвардии майор Б. Нарваткин, Иван Иванович Иванов родился в 1909 году в деревне Чижово Щелковского района Московской области. Там же он окончил 5 классов. В Советской Армии служил с сентября 1931 года. Общительный и целеустремленный, он увлекся авиационным делом и в 1934 году окончил существующую тогда Одесскую военно-авиационную школу пилотов.

Война застала его на Украине. Бывший тогда помощником начальника штаба N-ского истребительного полка С. В. Молодов, ныне гвардии полковник в запасе, вспоминает:

- Боевые действия нашего полка начались 22 июня 1941 года после 4 часов утра, когда в небо взмыли истребители для отражения атаки вражеских бомбардировщиков "Хейнкель-111". Поднялось и звено Иванова. Помню, что летчики, едва приземлившись, спешно заправляли самолеты горючим, брали боезапас и вновь поднимались в воздух. Звену Ивана Ивановича Иванова пришлось вести очень тяжелый, неравный бой против врага, превосходящего его по количеству машин. Старший лейтенант Иванов, израсходовав все боеприпасы, пошел на таран и, сбив "Хейнкель-111", сам погиб геройской смертью.

Время, к сожалению, стерло подробности боя. Но я отчетливо помню, что Иванов был всесторонне подготовленным летчиком. Он пользовался в полку авторитетом и уважением. Его звено было одним из лучших в полку, грамотно эксплуатировало боевую технику. Дисциплинированный, подтянутый, он был любимцем офицеров. Сколько раз он душевно, тепло пел на вечерах художественной самодеятельности русские народные песни и цыганские романсы. Однажды он сказал мне в офицерском клубе: "Мы летаем в небе Нестерова. Если будет трудно, буду драться, как он. Не посрамлю славы русской авиации..."

Взволнованное письмо получила редакция от находящегося в запасе гвардии подполковника технической службы А. Г. Больнова. Приводим его полностью:

«Я служил с И. И. Ивановым в N-ском истребительном полку. Я работал в то время инженером первой эскадрильи, в которую входило звено Ивана Иванова. Мне часто приходилось встречаться с ним. Перед войной мы с ним жили по соседству, то есть, в одном подъезде.

Это был замечательный человек во всех отношениях. Невысокого роста, здоровый, плечистый, курчавый блондин, весельчак. Хороший семьянин, он очень любил своего сынишку, которому тогда было года два-три.

На службе среди товарищей он пользовался каким-то особым всеобщим уважением. Его подчиненные, ну, и не подчиненные и другие сослуживцы в глаза его называли по званию, а за глаза - Иван Иваныч. Старшие и равные с ним - только Иван Иваныч. Безусловно, такие взаимоотношения установились не потому, что он - простой, скромный и душевный - хорошо пел, играл на гитаре... Главное в том, что наш Иван Иванович был отличником боевой и политической подготовки, как говорят летчики – пилотяга, и самый лучший в полку воздушный стрелок. Упражнения по воздушной стрельбе он выполнял только на "отлично", а мастерский пилотаж и меткая воздушная стрельба - лучшее качество летчика-истребителя.

Перед войной наш полк вышел в лагеря. Там и застала нас Великая Отечественная война. С 21 на 22 июня 1941 года звено из трех истребителей - Иван Иванов, Иван Середин, фамилию третьего летчика не помню - дежурило на самолетах "И-16". Как всегда, под воскресенье часть офицеров были отпущены и уехали на зимние квартиры, в том числе и я.

На рассвете 22 июня была объявлена боевая тревога, сбор у дежурного по гарнизону. Прибежал я, инженер Макаров и майор Белич. Мы втроем сели на следовавшую в лагерь машину и поехали. При выезде из города мы заметили взрывы, услыхали стрельбу в воздухе и одновременно увидели идущую на малой высоте пятерку самолетов "Хейнкель-111". На нее сверху пикировало звено истребителей, ведущих огонь. После атаки ведомая пара истребителей отвалила и ушла на свой аэродром, а ведущий - это был Иван Иванов - продолжал преследовать противника. Перевалив через гору, мы вновь увидели фашистский бомбардировщик. В то же мгновение сзади его, чуть сверху, показался истребитель и тут же врезался в него.

Израсходовав все патроны, Иван Иванович Иванов, исполняя долг патриота, пошел на таран и погиб смертью героя. Так, 22 нюня 1941 года был совершен первый воздушный таран в Великой Отечественной войне недалеко от того места, где в 1914 году знаменитый русский летчик Петр Нестеров впервые в истории авиации совершил в бою воздушный таран. Знаменательное совпадение!

Как хоронили Иванова, я не знаю, так как в тот же день мы перебазировались на другой аэродром. О подвиге Иванова летом 1941 года писали в военной газете, не помню только в какой, был помещен и его портрет.

Вечная слава бесстрашному герою!"

 

Иванов, Рябцев, Здоровцев, Жуков, Харитонов, Талалихин, Гастелло... Из бесчисленных подвигов слагалось то, что мы называем ныне звучным, призывным словом Победа.

 

 

<<< вернуться