«Старший лейтенант Иван Иванович Иванов. Родился в 1909 году в д. Чижово Щелковского района Московской области. Командир звена 46-го
истребительного авиаполка. В 4 ч. 25 мин. 22 июня 1941 года тараном
уничтожил фашистский бомбардировщик в районе Грановка-Белицк. Сам погиб».
("Правда", 29 октября 1974 г.).
"Герой Советского Союза Иванов И. И. совершил таран на подступах к
своему аэродрому в районе г. Нестеров Львовской области". (Из архивных
данных Министерства обороны СССР).
"Два бывших летчика - подполковник в отставке Андрюковский из города
Ярославля и подполковник запаса Молодов из Киева - сообщили мне, что в
первый час войны около Дубно над аэродромом Млинов, на Западной Украине,
таранил вражеский самолет летчик 46-го истребительного полка старший
лейтенант Иван Иванович Иванов". (С. С. Смирнов. "Рассказы о неизвестных
героях". Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодел гвардия", 1968 г.).
Три этих источника называют три места свершения одного и того же
подвига. Подвига исключительного, яркой страницей вписанного в историю
советской авиации. Начальник Главного политического управления СА и ВМФ А.
А. Епишев в интервью газете "Комсомольская правда" 23 февраля 1966 года
сказал: "Известно, что первый в Великой Отечественной войне воздушный
таран совершил молодой летчик-истребитель Иван Иванович Иванов, которому
по смертно присвоено звание Героя Советского Союза".
Первый таран войны. Он был совершен через 25 минут после ее начала. О
поиске истинного места совершения этого подвига наш сегодняшний рассказ.
Место тарана и могилу Иванова настойчиво искали школьники, работники
райвоенкомата, краеведы города Дубно Ровенской области. Опросив старожилов
города и окрестных сел, они нашли жителя деревни Загорцы И. В. Дацюка. Тот
рассказал:
- На рассвете 22 июня 1941 года я и соседи услышали сильный взрыв.
Возле моего дома упал советский самолет. Мы подбежали, увидели мертвого
летчика. Чтобы узнать, кто он, вынули из кармана документы. Фамилия, имя,
отчество были созвучны, поэтому я запомнил их на всю жизнь: Иванов Иван
Иванович.
Здесь и далее я останавливаю внимание на городе Дубно отнюдь не из
местного патриотизма. Приехав сюда в 1969 году, сын Иванова Владимир узнал
дом, из которого он с матерью эвакуировался в первый день войны. То, что
46-й авиаполк начал боевые действия в Дубно, подтвердили все его ветераны.
Однако среди них не осталось свидетелей подвига Иванова. Одни погибли в
боях, другие в катастрофе - транспортный "Дуглас", перевозивший их на
новое место базирования аэродрома, потерял ориентировку и врезался в
блиндаж. Жена Ивана Ивановича Вера Владимировна Бочарова, живущая ныне в
поселке Никольском Балашихинского района, эвакуировалась из Дубно, вообще
не ведая о таране. Даже когда 2 августа 1941 года газеты напечатали Указ
Президиума Верховного Совета СССР о награждении ее мужа орденом Ленина и
медалью "Золотая Звезда", не совсем поверила: мало ли в Красной Армии
летчиков Ивановых. Но вот в 1943 году Веру Владимировну пригласили в
Кремль, и М. И. Калинин вручил посмертные награды... Теперь сомнения
развеялись, осталась только боль невосполнимой утраты. Да еще горечь от
того, что нельзя поклониться могиле дорогого человека.
Но тяжесть горя помогал переносить незримый мост между ею и далеким
украинским городом Дубно. Оттуда писали, приезжали, приглашали к себе
пионеры средней школы № 3 имени И. И. Иванова, комсомольцы педагогического
училища, чья организация носит имя Иванова, горожане. И всегда разговоры,
письма сводились к одному: как найти могилу Ивана Ивановича?
Для этого сначала надо было отыскать место падения его самолета. Архивы
давали противоречивые сведения или отвечали: "Данных не имеется".
Приходилось полагаться на увиденное местными старожилами и на отрывочные
воспоминания оставшихся в живых летчиков, техников его части.
Письма и устные рассказы ветераны 46-го авиаполка обязательно начинали
с характеристики своего боевого друга. Так начальник штаба полка С. В. Молодов вспоминал, что Иванов неоднократно подчеркивал: "Мы летаем в небе
Нестерова", указывая тем самым на необходимость настойчиво повышать летное
мастерство, боевую выучку. Этому в первую очередь следовал сам. На
последних предвоенных учениях полка 21 июня 1941 года проверяющий от
дивизии полковник Н. Герасимов самую высокую оценку дал И. И. Иванову.
Захотел познакомиться с ним ближе. Подозвав к себе, дал "вводную":
- Представьте себе, что здесь не учения, а реальный бой, и у Вас
истекли боеприпасы. Каковы Ваши действия?
- Пошел бы на таран, - без колебаний ответил старший лейтенант.
Бывший летчик 46-го ИАП генерал-майор в отставке Н. И. Магерин из
Ленинграда вспомнил, что полк прибыл в Дубно вскоре после воссоединения
западно-украинских земель. Авиаторы были полпредами Советской страны в
здешнем краю. Вокруг Иванова, превосходного певца, часто собиралась
местная молодежь. Он учил ребят советским песням, а заканчивал вечеринки
рассказами о новой жизни, в которую они вступают.
Я встретился в поселке Никольском Балашихинского района с ровесником И.
И. Иванова Николаем Владимировичем Бочаровым и узнал от него о детстве
будущего Героя, о том, как складывался его характер.
Ваня рос в небольшом подмосковном селе Чижово в тяжелое, но легендарное
время. Страна понемногу подымалась из развалин. В семье Ивановых было семь
полураздетых детишек. И когда Ваня окончил четвертый класс, отец вынужден
был выдавить из себя:
- Довольно. Грамотный уже...
Пошел парень на заработки в кузницу. Был подросток, зато дюжий. Работал
упорно, наравне со взрослыми. Несмотря на тяжелую работу, продолжал ходить
в школу, которая была за 5 километров. Воспитывал себя бесстрашным. Средь
ярой зимы неожиданно исчез из дома. Из села в Москву на лошадях ездила
делегация хоронить Ленина - он не позволил себе не попрощаться с вождем.
Все свободное время посвящал чтению книг об авиации. Это был выбор.
Когда позволил возраст, поступил в Одесскую школу авиаторов. Служил в
Конотопе, на финском фронте (6 боевых вылетов), в Дубно.
- В Дубно Иван всегда был предельно занят, - рассказала мне его жена -
Вера Владимировна Бочарова. - Отлетает, приведет себя дома в порядок и
быстрей на занятия, а если выходной - на репетицию в гарнизонный клуб.
Остальное время нам уделял. Мне наколет дров, воды наносит - и к сыну
тянется. В ту последнюю зиму, под сорок первый год, против нашего окна
стоял медведь ростом с человека - для Вовы из снега слепил.
Эту черту - отца и воина - воплотили земляки Героя в памятнике в селе Чижово Щелковского района. Перед домом, где он родился, вырос постамент.
На нем мужчина в летной форме держит на колене мальчика и показывает ему
игрушечный самолет.
...Сбив несколько "хейнкелей", звено Иванова возвращалось на полевой
аэродром. Иванов летел последним, поэтому только один увидел новую группу
стервятников. Что делать? Боезапас израсходован, звать помощь с аэродрома
некогда. И он решает биться с врагом в одиночку и без оружия.
Летчик пристраивает истребитель в хвост ведущему "хейнкелю", бросает на
него свою машину. Что было дальше, описано в выпущенной 14 июня 1941 года
листовке управления политпропаганды Юго-Западного фронта: "Немецкий
бомбардировщик с экипажем в 4 человека упал наземь, остальные разбросали
бомбы где попало и повернули обратно".
После тарана Иванов пытался посадить самолет. Если бы не повреждение
винта и холмистая местность! Как вспоминает бывший командир 46-го
авиаполка И. Д. Подгорный, местные жители сообщили ему о гибели Иванова.
На место падения самолета выехал батальонный комиссар С. И. Бушуев,
который подтвердил факт тарана. На остановившихся от удара о приборный
щиток самолета наручных часах Иванова было точное время 4 часа 25 минут...
К сожалению, найти Бушуева, а следовательно, узнать место падения
самолета и где похоронен Иванов, мне не удалось. Но И. Д. Подгорный указал
путь к дальнейшему поиску: "Мы отражали первые вражеские налеты в полном
неведении о том, что творится вокруг. Телефонный кабель в дивизию
перерезали диверсанты, эфир был забит помехами. Тогда я поручил Бушуеву
одновременно встретиться в Дубно с руководителями района и узнать, какую
они получили информацию из областного центра..."
Тогдашний секретарь Дубновского райкома партии А. И. Денисенко сообщил
мне: «Помню, ранним утром 22 июня 1941 года ко мне явился офицер авиации и
сказал, что в селе неподалеку от Дубно погиб, совершив таран, их лучший
летчик, и предложил туда поехать. Мы ехали километров 8 примерно на
северо-запад. Само лет нашли на краю оврага, поросшего кустарником.
Названия села я не запомнил, так как прибыл в Дубно всего за 3 дня до
войны...»
Однако уже эти слова подтверждают сказанное жителем села Загорцы
Дубновского района И. В. Дацюком, поскольку расстояние и рельеф
соответствуют месторасположению села. Версию о Загорцах, как наиболее
вероятную, приняли ветераны 46-го авиаполка. А развеял все сомнения бывший
военный летчик М. В. Железняк (его эскадрилья также встретила войну в Дубно, и он оказался единственным, кто видел таран Иванова). Михаил
Владимирович назвал место километров 8-10 северо-западнее города. Именно
там находятся Загорцы!
Несколько лет назад дубновские следопыты разыскали старшину 46-го полка
Симоненко. Он заявил, что вместе с Бушуевым хоронил Иванова на кладбище,
что по улице Тувинских добровольцев. Если учесть, что это кладбище среди
жителей города именуется как "летное", поиск можно считать завершенным...
А сегодня взору проезжающих по автостраде Москва - Львов открывается
вид на памятник: самолет на серповидном постаменте у развилки дорог перед
западно-украинским городом Дубно.
Когда памятник строился, кто-то уже носил к нему цветы. Не роскошные
бутоны, заказанные предприятиями или организациями, а тонкие букетики с
близлежащего поля. А если вам придется проезжать Дубно вечером или
выходным днем, увидите, сколько здесь людей. Мимо городского парка, мимо
зоны отдыха "Островок" родители везут сюда, на окраину, детские коляски.
Молодежь считает доброй приметой назначить первое свидание у Иванова. Вы,
наверное, понимаете причину любви моих земляков к вашему, дорогие
читатели, земляку.
|