Первый таран

  О сайте
Новости
Музей
Биография
Семья
Полк

Публикации
Ссылки
Гостевая
Контакты

   
 

В. Воронецкий
На 25 минуте войны

"Красная Звезда", 21 августа 1981 года

 

- Вечером, накануне нападения гитлеровцев на нашу страну, - вспоминает жена героя Вера Владимировна Бочарова, - Иван пришел домой возбужденный, радостный. Днем проверялась выучка летчиков полка, и он отлично выдержал экзамен, был отмечен проверяющим из вышестоящего штаба. Спать мы легли поздно. А в три часа ночи в окно постучали. Мужа вызвали в часть по тревоге. Чтобы не будить хозяев (мы снимали комнату), он выскочил в окно и уехал на велосипеде к аэродрому. Последние слова его помню и сейчас: "Скоро вернусь, подожди. Днем в полку спортивный праздник. Пойдем вместе..."

Сегодня женщина, усадив на колени внука, ведет неторопливый рассказ о былом, вспоминает подробности первого страшного дня войны. Еще не было объявления о ее начале, а она уже знала: муж не вернулся с боевого задания.

Рассказ Веры Владимировны Бочаровой дополнили воспоминания бывшего командира 46-го авиационного полка, ныне генерал-полковника авиации И. Подгорного, бывшего летчика этой части генерал-майора авиации в отставке Н. Магерина, майора запаса П. Федорова, других сослуживцев героя, копии документов, хранящихся в школе № 3 г. Дубно.

Родился Иван Иванович Иванов в 1909 году в подмосковной деревне Чижово. В семье было семеро детей. И, окончив четвертый класс, Иван пошел работать помощником кузнеца. Но школу не бросал, хотя была она за пять километров в соседнем селе. Иван отличался среди сверстников смелостью, решительным характером.

И сейчас старожилы деревни вспоминают такой случай. Среди суровой зимы в январе 1924 года исчез Иван Иванов из дома. Оказалось, четырнадцатилетний подросток уехал в Москву, чтобы проводить в последний путь Владимира Ильича Ленина. Добирался в столицу он то пешком, то на попутных санях с делегациями, ехавшими из сел хоронить Ильича.

В другой раз Иванов, приехав с односельчанами в столицу и посетив парк, решил силу свою проверить ударом молота по наковальне (аттракционы такие были). Взял молот, примерился, да ударил так, что прыгнувшая на шкале вверх металлическая пластина выскочила из прибора. С тех пор пошла об Иване Иванове из деревни Чижово молва как о первом силаче в округе. Быть бы ему и первым кузнецом. Но юношу манило небо.

Он перечитал все книги об авиации, что были в сельской библиотеке. А когда пришла пора идти на военную службу, попросил направить его в школу летчиков.

Готовя себя к грядущим боям, Иванов настойчиво совершенствовал профессиональное мастерство.

Спустя два года после окончания училища в характеристике старшего летчика 2-й эскадрильи лейтенанта Иванова Ивана Ивановича от 6 октября 1938 года написано: "Отлично летает днем и ночью вслепую. В полетах вынослив, хорошо и быстро овладел высотой 8000 метров, на которой отлично водит самолет на бомбометание по маршруту".

Читаем политический отзыв от 1 февраля 1939 года на командира звена 4-й авиаэскадрильи лейтенанта Ивана Ивановича Иванова: «Пользуется деловым и политическим авторитетом среди товарищей, дисциплинирован, вежлив. В работе энергичен и решителен в достижении цели. Физически развит хорошо, вынослив и трудолюбив. В общественно-массовой работе принимает активное участие... Заботливо и чутко относится к запросам подчиненных".

Скупые слова отзыва дополняет Вера Владимировна Бочарова:

- Делу муж отдавал всего себя. А в выходной день в клубе гарнизона пропадал. Коллектив художественной самодеятельности без него не обходился, пел он хорошо. Помню, шутили друзья: "У тебя, Ваня, голос, что у Лемешева".

В аттестации старшего лейтенанта Иванова, переведенного накануне войны из бомбардировочной части в истребительный полк, говорится: "Воздушный бой ведет хорошо. Материальную часть самолета и мотора знает хорошо, эксплуатирует грамотно. Аварий и поломок не имеет. Звеном руководит умело. Занимается с летчиками по теории воздушной стрельбы, передавать опыт умеет и передает. Дисциплина в звене хорошая, звено сколочено. Принимал участие в борьбе с белофиннами. Имеет семь боевых вылетов. Инициативен, решителен, требователен к подчиненным и к себе. Тактически грамотен. Должности командира звена соответствует. Достоин по личным способностям продвижения на помощника командира эскадрильи и присвоения воинского звания капитан".

...Бывший помощник начальника штаба 46-го истребительного авиационного полка С. Молодов рассказывает:

- Иванов любил повторять: "Мы летаем в небе Нестерова", призывая тем самым летчиков не жалеть сил и времени для овладения сложной техникой пилотирования, всегда быть готовыми к подвигу во имя Родины.

Наш 46-й истребительный авиационный полк в 3 часа 50 минут 22 июня был поднят по тревоге. Боевые действия начались после 4-х часов утра, когда в небо поднялись истребители для отражения атаки вражеских бомбардировщиков. Вместе с другими вылетело и звено И-16, которым командовал старший лейтенант Иванов...

- Вскоре после того, как поднялись в небо наши истребители, вспоминает полковник технической службы в отставке А. Больнов, бывший инженер авиаэскадрильи, в которой служил Иванов, - мы заметили взрывы, услышали стрельбу в воздухе и одновременно увидели идущую на малой высоте пятерку самолетов "Хейнкель-111". На нее сверху пикировало звено истребителей, "Хейнкели" вели ответный огонь. После атаки ведомая пара истребителей отвалила и ушла на свой аэродром, а ведущий - это был старший лейтенант Иванов - продолжал преследовать противника...

Перевалив на автомашине через горку, мы вновь увидели фашистский бомбардировщик. В то же мгновение сзади него, чуть сверху, показался истребитель и тут же врезался в него...

Так был совершен один из первых, а возможно, и первый воз душный таран в Великой Отечественной войне. Символично, что произошло это недалеко от места, где в 1914 году впервые в истории авиации применил воздушный таран русский летчик Петр Нестеров.

Бывший командир полка, ныне генерал-полковник И. Подгорный вспоминает, что после тарана Иванов пытался посадить самолет. Однако сделать это ему не удалось из-за повреждения винта и холмистой местности. На место падения самолета выезжал батальонный комиссар С. Бушуев, который подтвердил факт тарана.

На остановившихся от удара о приборную доску кабины наручных часах Иванова было время - 4 часа 25 минут.

Среди документов, собранных следопытами, хранится письмо бывшего секретаря Дубновского райкома партии А. Денисенко. В нем есть такие слова: "Помню ранним утром 22 июня 1941 года ко мне явился офицер авиачасти, сказал, что над селом неподалеку от Дубно совершил таран их лучший летчик, и предложил туда поехать, на место его гибели. Мы ехали километров восемь примерно на северо-запад. Самолет нашли на краю оврага, поросшего кустарником. Названия села я не запомнил, так как прибыл в Дубно всего за три дня до войны...".

Несколько лет назад дубновские следопыты разыскали бывшего старшину из 46-го истребительного авиационного полка И. Симоненко. Он рассказал, что вместе с комиссаром полка хоронил на кладбище, что по улице Тувинских добровольцев.

Вот и вся история, предшествовавшая памятнику, который величественно взметнулся к небу у автострады Москва-Львов.

 

 

<<< вернуться